Короны и шляпы

Короны и шляпыА так же диадемы, банданы, меховые шапки, цилиндры, кики, треуголки и прочее, и прочее, и прочее – все это вместе, во всем его разнообразии, носит наименование головной убор. И поначалу, то есть ну в самом самом начале, создавался для целей исключительно утилитарных: защититься от воздействия солнечных лучей, дождя, ветра и холода.  И пока эта первичная потребность  не была удовлетворена,  никакой другой нагрузки головные уборы не несли.

Ну, а в зависимости от  определенной цели, поставленной перед головным убором, появились на свет и отдельные, базовые его разновидности.

Древние племена волосам, их длине и качеству,  придавали роль отнюдь не практическую, но близкую к мистической. Так что волосы следовало охранять и беречь, если не хотите накликать  на себя беду, а если уж и терять, то исключительно  в виде жертвы на алтарь могучего бога. Соответственно, длинные волосы требовали прически  или головного убора, который и позволял содержать их в опрятном виде. Так появились лобные  повязки, платки, деревянные обручи, сетки и банданы. И спустя тысячелетия мы продолжаем ними пользоваться.

Однако для жителей пустынь, например, такое просто приспособление оказалось явно недостаточным. Сильный ветер, солнце, перепады температур и вездесущий песок требовал защищать голову и лицо куда более основательно. Именно из пустыни пришли к нам тюрбаны, вуали, шарфы и питамы – специальные платки, используемые туарегами. Они окутывали всю голову до самых плеч, оставляя на виду только кончик носа. Из ближайших к пустыне районов – степей и пампасс,  явились и шляпы – широкополые, мягкие, плетенные из высушенных стеблей  и листьев растений. Традиционно они и до сих пор изготавливаются из соломки или пальмовых листьев, отличаясь лишь формами. Так панама обладает упругими полями, чтобы защитить хозяина не только от ветра, но и брызг. А  коническая шляпа нон прекрасно справлялась и с ролью  зонтика, укрывая  владелицу от дождя.

В северных странах предметом первой необходимости стал зимний головной убор. Конечно,  очевидным решением была шапка, сшитая из куска выделанного меха. Мех использовался любой, в зависимости от удачи охотника, а фасон не отличался изысканностью – это была самая простая круглая шапка, без всяких украшений.

Украшения и особенности формы и кроя появились чуть позднее.  И прежде всего это было  связано с религией. Уже в период культуры тотема – самой древней из известных  религий,  появился обычай украшать волосы и оружие перьями, цветами, шкурками  покровителя рода. Культ тотемов способствовал появлению на свет самых фантастических  головных уборов.  Самый близкий исторический  пример – головные уборы из перьев индейских воинов или полинезийцев. Яркие, блестящие, красочные, они кажутся современным людям карнавальными масками, а когда-то имели и религиозное и статусное значение.

Потому что следующим фактором, повлиявшим на  историю головного убора, стало разделение на сословия и связанные  с этим социальные признаки. Ну, и  человеческое тщеславие, конечно же.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: