Не удивительно, что головные уборы незамедлительно стали жертвой развития социума.
Головной убор стал предметом украшения, и соответственно, признаком статуса. Если крестьяне или бедный городской люд по-прежнему довольствовались самыми простыми головными уборами – теми же платками и плетеными шляпами, то среднее и высшее сословие подходило к выбору головного убора куда более тщательно.
Какие только причудливые формы не появлялись у головных уборов, какие только материалы не использовались для, в буквальном смысле слова, постройки, прически и украшающего ее головного убора. В ход шел китовый ус, разного рода каркасы и даже тряпки, которые подкладывались внутрь, чтобы поддерживать объем и форму. А уж украшали их всем, что только в голову могло взбрести: от драгоценных металлов и камней до перьев и живых цветов. Украшенный должным образом головной убор светской дамы мог весить до десяти кг.
Впрочем, самым популярным, именно благодаря утилитарным требованиям, в средневековье оставался капюшон. Иногда он пришивался к плащу, иногда носился отдельно. Одно время горожане всему предпочитали капюшоны со свободными концами, которые можно было завязать под шеей. Эти уборы украшались гораздо скромнее, но зато и сохранились практически неизменными до наших дней.
На вид и материал головного убора влияли и конкретные исторические личности – да-да, манера следовать за кумиром существовала издавна, и определенные социальные явления. Так, например, во времена Наполеона Бонапарта треуголки носили не только мужчины, но и женщины, поддерживая таким образом дух патриотизма. А в конце 19-го века феминистское движение, требующее освободить женщину из рабства нарядов, потребовало простоты, как в прическах, так и в одежде, и на свет появились маленькие шляпки, плотно обтягивающие голову и почти неукрашенные – такие как шляпки-клош.
Войны и революции, мирные переговоры и олимпийские игры – что только не происходило в течение бурного двадцатого века. Ониизменили жизнь людей, изменили отношения людей к жизни. Но повлияв на фасон головных уборов, почему-то так и не изменили нашего желания использовать шляпу для украшения. Наверное, это сильнее нас самих.