Короны и шляпы, часть вторая

Короны и шляпы, часть втораяЧеловеку свойственно украшать себя. Не женской половине человечества, а именно всем без исключения представителям человечества. Дело тут не в желании полюбоваться собой любимым, а в желании заявить о себе, выделиться, заслужить почет и уважение, ну и, конечно, привязанность дочери вождя. Формы желаний и способы выделиться изменились под действием эпох, но всегда каким-то образом сказывались и на одежде. Даже в том случае, если целью изменения был как раз отказ от явной индивидуальности, демонстрация смирения или серьезности намерений. На деле, что роскошная прическа светской дамы —  многочасовый труд парикмахера и стилиста, что безликий чепец почтенной квакерши, полностью скрывающей не то что волосы, но и лицо хозяйки,  служили вполне определенными указывающими знаками.

Не удивительно, что  головные уборы незамедлительно стали жертвой развития социума.

Головной убор стал предметом украшения, и соответственно, признаком статуса. Если крестьяне или бедный городской люд по-прежнему довольствовались самыми простыми головными уборами – теми же платками и плетеными шляпами, то среднее и высшее сословие подходило к выбору головного убора куда более тщательно.

Какие только причудливые формы не появлялись у головных уборов, какие только материалы не использовались для,  в буквальном смысле слова, постройки,  прически и украшающего ее головного убора. В ход шел китовый ус,  разного рода каркасы и даже тряпки, которые подкладывались  внутрь, чтобы поддерживать объем и форму.  А уж  украшали их всем, что только в голову могло взбрести: от драгоценных металлов и камней до перьев и живых цветов.  Украшенный должным образом головной убор светской дамы мог весить до десяти кг.

Впрочем, самым популярным, именно благодаря утилитарным требованиям, в средневековье оставался капюшон. Иногда он пришивался к плащу,  иногда носился отдельно. Одно время горожане всему предпочитали капюшоны со свободными концами, которые можно было завязать под шеей. Эти уборы украшались гораздо скромнее, но зато и сохранились практически неизменными до наших дней.

На вид и материал головного убора  влияли и конкретные исторические личности – да-да, манера следовать за кумиром существовала издавна,  и определенные социальные явления. Так, например, во времена Наполеона Бонапарта треуголки носили не только мужчины, но и женщины, поддерживая таким образом дух патриотизма. А в конце 19-го века феминистское движение, требующее освободить женщину из рабства нарядов, потребовало простоты,  как в прическах, так и в одежде, и на свет появились маленькие  шляпки, плотно обтягивающие голову и почти неукрашенные – такие как шляпки-клош.

Войны и революции, мирные переговоры и олимпийские игры – что только не происходило в течение  бурного двадцатого века. Ониизменили жизнь людей, изменили отношения людей к жизни. Но повлияв на фасон головных уборов, почему-то так и не изменили нашего желания использовать шляпу для украшения. Наверное, это сильнее нас самих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: