Русский головной убор

 

 

Русский головной уборНа поверку исследовать историю головного убора не так то уж и просто. Единственными достоверными источниками таких исследований являются результаты археологических раскопок и сохранившиеся изображения на сосудах, фресках и  картинах художников. Поэтому, например, сложно в точности сказать, какие головные уборы на самом деле предпочитали  русские богатыри, потому что изображений той эпохи практически не существует.

Тем более, что мужчин, кроме князя и церковных иерархов следовало изображать без головного убора.

 

Известно, что скоморохи носили высокие или свисающие  вниз колпаки – такими актеры изображены на фресках Софийского Собора. Конечно, мы знаем о княжеской шапке – с полусферической тульей, из яркой плотной ткани и обитой мехом, скорее всего собольим. Именно княжеская шапка послужила прообразом и «шапки Мономаха», служившей московским  царям в качестве царского венца. В качестве основы убора использовалась золотая тюбетейка бухарской работы, которую московский князь повелел обить мехом.

Головные уборы женщин были более разнообразными и формализованными. Связано это было с типичной деревенской традицией, которая вменяла в обязанности именно женской половины общины, иметь дело с колдовством и гаданием. Так что головные уборы, кроме утилитарной цели, обретали и значение колдовское, а позднее и религиозное. Так, например, незамужняя девушка могла спокойно ходить с непокрытой головой, распустив волосы или связав в косу.  Причиной служило убеждение, что  незамужние, нетронутые девы не могли творить волшбу. А в целях украшения использовать венчик – полоска металла или яркой ткани, расшитая узорами или металлическими украшениями. Более сложно устроенный, на каркасе, и более богато украшенный венчик, назывался коруной и обычно являлся частью туалета богатой горожанки.

Замужняя женщина моментально становилась и оберегом своего очага,  творительницей как злой, так и доброй волшбы.  А уж с помощью волос можно было натворить немало бед. Поэтому  с одной стороны, потерять головной убор, опростоволоситься, было для замужней женщины позором. С другой – негодник, который осмеливался сорвать головной убор с женщины наказывался крупным штрафом еще во времена господина Великого Новгорода.

Самым древним головным убором замужней жизни был повой – просто полотенчатое покрывало, укрывающее и голову,  и плечи, с концами, спускающимися на грудь. Позднее,  убор стал более затейливым и сложно выполнимым. Имеется  в виду кика  или кичка – более поздний символ замужества. Кика имела мягкую тулью, покрытую яркими, обычно шелковыми тканями, расшитое жемчугом чело – часть, закрывающая лоб, рясы у ушей, и задок – часть убора, закрывающая затылок и изготавливаемая из бархата или соболиного меха. Надевать этот головной убор следовало поверх  повойника, подзатыльника и волосника, украшался как можно более богато и весил соответственно. Так что чаще всего приберегался для особых торжественных случаев.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: